Скрипачи предпочитают современные скрипки инструментам именитых мастеров, когда не знают об их возрасте, выяснили французские ученые. Таким образом, миф о превосходстве инструментов, сделанных Страдивари и Гварнери, фактически опровергнут.
Исторически сложившаяся репутация старинных итальянских скрипок говорит сама за себя: с точки зрения звучания их признают более совершенными, чем более поздние модели. Широко распространенное мнение гласит, что скрипки Страдивари, Джузеппе Гварнери по прозвищу «Дель Джезу» и других прославленных итальянских мастеров XVII-XVIII веков обладают уникальными звуковыми качествами, которые легко распознаются опытными музыкантами и считаются недостижимыми в современных инструментах.
Однако исследования показывают, что знаменитые солисты неспособны отличить звук старинной скрипки от современной и вообще предпочитают играть на новоделах.
Чтобы выяснить, действительно ли старинные скрипки лучше, исследовательница из парижского университета Пьера и Марии Кюри Клаудия Фритц пригласила десять знаменитых скрипачей. Музыкантам была представлена дюжина скрипок, половина из которых были новыми, а из шести старинных пять были сделаны рукой Страдивари. Результаты этого исследования в буквальном смысле испытали на прочность убеждение о превосходстве старинных инструментов. Ознакомиться с ними можно в научном журнале PNAS.
Строго говоря, фундаментальное условие превосходства легендарных итальянских скрипок неоднократно требовало подтверждения. Многие исследователи посвятили этому свои труды, изучая свойства лака и дерева, формы и настройку, а также широту диапазона извлекаемых звуков. Тем не менее преодолеть давление этой аксиомы и критически подойти к вопросу получилось лишь недавно благодаря целому ряду тестов, в рамках которых современные скрипки противопоставлялись старинным. И хотя в результате предпочтение чаще отдавалось современным инструментам, этим экспериментам часто не хватало жесткости, необходимой для научного обоснования.
Например, в 2010 году во время Международного Скрипичного Конкурса в Индианаполисе в комнате отеля было проведено двойное слепое тестирование, в ходе которого 21 опытному музыканту было предложено сравнить три современные скрипки и три старинные. Из старинных две принадлежали руке Страдивари и одна — Гварнери «Дель Джезу».
В результате наиболее предпочитаемой скрипкой оказалась одна из современных, а в «аутсайдеры» попала одна из скрипок Страдивари. Более того, возраст скрипки-фаворита музыканты определить не смогли.
И все же индианаполисское исследование было сравнительно сжатым, задействуя всего лишь шесть скрипок, на оценку которых каждому музыканту отводилось меньше часа. Поэтому Клаудия Фритц и ее коллеги поставили перед собой задачу провести подобный эксперимент в существенно расширенных и более приближенных к реальной жизни условиях.
По сути, эксперимент Фритц отличался лишь использованием большего количества скрипок в нескольких локациях, так как ученые еще решили проверить, изменится ли у испытуемых отношение к той или иной скрипке в зависимости от размеров помещения для игры. Ведь эксперимент в Индианаполисе критиковали за то, что в нем использовалось относительно небольшое пространство. Как заметил один известный скрипач, «Вы же не тестируете Феррари на парковке».
Если индианаполисское исследование опиралось на мнение 21 музыканта различных уровней подготовки, то в эксперименте Фритц было взято за основу мнение 10 знаменитых солистов.
Конечно, резонным будет заметить, что о качестве скрипки, помимо мнения скрипача, также можно судить и с иных важных для дела точек зрения, как то слушателей, других музыкантов в ансамбле, звукорежиссеров и/или оркестровых дирижеров. Нет никаких всеобъемлющих причин полагать, что все стороны сойдутся в консенсусе, или что мнение одной стороны вернее, чем остальные. Так, скрипач может предпочесть инструмент, на котором ему будет играться воодушевленно и легко, в то время как слушателям в силу звучания в условиях концерта может быть предпочтителен совсем другой.
Так, может, скрипач не нужен? Размышление подсказывает, что в вопросе оценки инструментов у скрипачей есть двойное преимущество перед слушателями. Образно говоря, они находятся внутри «петли обратной связи», значит — судят о скрипке на базе взаимодействия, а не пассивного слушания.
Кроме того, они находятся в ближайшем контакте с инструментом, и потому слышат наиболее интенсивный звук без пространственных искажений. И, в конце концов, кто же, как не музыкант, выбирает собственный музыкальный инструмент, и, в силу этого – чья оценка наиболее значима?
В исследовании Фритц каждый из десяти знаменитых солистов за две сессии по 75 минут вслепую протестировал шесть старинных итальянских скрипок, пять из которых были сделаны Страдивари, и шесть новых. Процесс происходил на двух локациях на окраине Парижа: первая сессия – в репетиционной комнате в доме семьи профессиональных скрипачей, вторая – в концертном зале на 300 мест. В последнем присутствовали слушатели и был возможен фортепьянный аккомпанемент. Идея состояла в том, что из представленного набора требовалось выбрать лучшую скрипку, которой бы солисты могли заменить свою собственную на гипотетическом концертном туре.
Солистам предлагались шесть современных и шесть старинных итальянских скрипок. Современные скрипки, ни одна из которых не «засветилась» в индианаполисском исследовании, «возрастом» от нескольких дней до двадцати лет, были «родом» из Европы и Северной Америки.
В набор старинных итальянских скрипок входили скрипки Гварнери Дель Джезу (после 1740 г.), Страдивари и одна – другого знаменитого итальянского мастера XVIII века.
Ни один из инструментов не принадлежал и не был знаком ни одному из приглашенных музыкантов. Все инструменты находились в исправном состоянии и были соответствующим образом настроены.
Тест был составлен таким образом, чтобы как можно больше соответствовать способам поиска «идеального» инструмента в реальной жизни. Солисты были свободны проверять скрипки так, считали нужным. По заранее проведенному опросу в среднем для оценки потребовался отрезок времени в 50 минут. Таким образом, каждому из солистов предстояли две различных сессии по 75 минут. После первой бралось интервью, после второй делался краткий опрос.
В течение обеих сессий солисты носили переделанные сварочные очки, что вкупе с приглушенным общим освещением не давало возможности увидеть инструмент и распознать его «возраст». Современные скрипки, в свою очередь, были специально отделаны на заказ «под старину», что не облегчало задачу и на ощупь.
На сессиях присутствовали двое из авторов исследования (Клаудия Фритц и Индиана Волльман): они делали пометки на комментарии участников и говорили лишь в случае необходимости или объявления нового задания. Для удобства наблюдения времени в помещении находился большой таймер с подсветкой.
Итак, в начале первой сессии все 12 инструментов были выложены на стол в произвольном порядке. В течение 50 минут каждому из испытуемых требовалось, с одной стороны, исключить неподходящие инструменты, с другой – выбрать четыре подходящих и разместить их в порядке предпочтения. В последние 12 минут сессии испытуемому предлагались три скрипки. Первая – собственная. Вторая – «фаворит» из набора. Третья же — также лучшая из выбранных, но (вне ведома испытуемого) из противоположной «возрастной группы». На процесс заключительного отбора отводилось 30 секунд, в течение которых от солиста требовалось оценить скрипки по десятибалльной шкале, начиная со своей.
На второй сессии опять же были представлены все инструменты на случай, если в большом зале предпочтения вдруг изменятся. Но в этот раз они были поделены на три группы: в первую входили четыре «фаворита», снова в случайном порядке; во вторую – инструменты, «отвергнутые» в ходе предыдущей сессии; в третьей группе оказались все остальные.
На второе задание отводилось 45 минут. Испытуемые имели возможность а) обратиться к «помощи друга» в зале; б) попросить присутствующего в зале испытателя (носившего темные очки) сыграть на скрипке, пока сам солист будет оценивать ее звук из любого места в зале; в) попросить присутствующего пианиста аккомпанировать по любому отрывку из портфолио (соната Франка, второе действие; Крейцерова соната Бетховена, третье действие; соната №1 Брамса, первое действие). В ходе эксперимента девять участников использовали аккомпанемент фортепиано, пятеро попросили оценку слушателей, и трое попросили сыграть для них.
Как и в предыдущий раз, солистам нужно было выбрать «фаворита». Затем был предложен ряд скрипок, в ходе 30-секундного соло на которых нужно было определить, старинный он или современный. В тест входили: старинная скрипка-«фаворит» испытуемого; предпочитаемая им современная скрипка; старинная и современная – «аутсайдеры»; старинная и современная, оказавшиеся на верху рейтинга за все время эксперимента; и те же – среднестатистические «аутсайдеры».
Что же касается результата, то наиболее характерной чертой данного исследования, так же, как и предыдущих, является большой разброс мнений относительно скрипок. Дело в том, что профессиональные солисты – люди с исключительно различающимися точками зрения. В итоге пять из двенадцати инструментов хотя бы одним музыкантом избирались в лидеры, а десять – попадали в топ-4. При этом каждая из скрипок как минимум единожды была отвергнута.
В ходе эксперимента каждый инструмент оценивался по балльной шкале следующим образом: 4 балла шло за первое место в рейтинге, 3 – за второе и до четвертого места соответственно. Каждый раз, когда инструмент оказывался отвергнут следующим солистом, из его оценки вычитался один балл. Структура эксперимента позволяла музыкантам в течение первой сессии ознакомиться с объектом, и затем провести окончательную оценку во второй.
Бесспорным лидером оказалась единственная современная скрипка, набравшая по оценкам 26 баллов и отвергнутая всего лишь дважды. С большим отрывом на втором месте разместилась другая новая скрипка, став «идеалом» лишь одного солиста (13 баллов). Третьей на пьедестале стала Страдивари Золотого периода с 11 баллами. Вопрос с ней спорный: хотя трое солистов выбрали ее лучшей, а один присудил ей второе место, все же четыре балла ей сняли за непризнание. На другом конце шкалы оказались почти исключительно отвергнутые современная и Страдивари с -7 и -9 баллами соответственно.
Если игнорировать фактор сбрасывания инструментов со счетов и смотреть лишь по степени популярности, то картина несколько меняется, ведь многие скрипки успели побывать «лучшими» хотя бы для одного солиста, будучи отвергнутыми остальными. Но эта привлекательность выглядит несколько уже. В любом случае, если суммировать полученные баллы по общим предпочтениям, то балом правят новоделы со счетом 6:1 (35 и 4 балла). Если не учитывать признание негодности, итоге меняется на 3:2, все еще в пользу современных инструментов. Кроме того, если смотреть по скрипкам высшего рейтинга, то здесь снова 3:2 (24 и 16 баллов). Фритц отмечает, что невозможно «определить адекватную шкалу оценок, согласно которой старые скрипки получили бы большее преимущество».
Характерно, что для инструментов на каждом конце рейтинга впечатления, полученные в репетиционной, похоже, эволюционировали в концертном зале. Однако для инструментов «центра», что современных что старинных, исход мог быть любым.
В целом, восемь из десяти музыкантов выбрали «фаворитов» из своего же первоначального топ-4, что дает основание полагать, что основательное суждение об игровых качествах возможно и без акустики концертного зала.
Если говорить о сравнении скрипичных «поколений», то некоторые старинные скрипки все же набирали больше баллов в концертном зале, как и было предсказано индианаполисскими критиками, однако некоторые, наоборот, теряли в рейтинге. Во всяком случае, нет никаких доказательств в пользу уверенности в том, что старинные итальянские скрипки полностью раскрываются именно в концертных залах, в то время как новые им проигрывают. В среднем, солисты признали старинные инструменты более тихими, но они также гораздо ниже оценили их звучание, в то время как современные скрипки были оценены выше еще и за тембр. Этот критерий, пожалуй, и стал краеугольным камнем выбора.
По мнению авторов эксперимента, было бы интересным рассмотреть полученные результаты в свете вопроса, заданного в конце первой сессии: «Есть ли, на ваш взгляд, существенные различия в качестве звучания современных и старинных скрипок?». На это семь солистов ответили, что есть: шестеро убеждены, что, во-первых, современные скрипки проще в игре, и что они более мощные или более «непосредственные», чем старинные. Во-вторых, старинным скрипкам может не хватать мощи, чтобы звучать в сопровождении современных оркестров. И, в-третьих, старинные скрипки — это более индивидуальные, утонченные инструменты, обладающие большей теплотой и мягкостью. Как же на самом деле оценивать инструменты, похоже, дело сугубо индивидуальное. Тем не менее миф уже пошатнулся.
Читайте также:
- Российские нейрофизиологи совершили прорыв в восприятии и понимании речевой информации мозгом человека →
- Пониженный уровень сахара в крови провоцирует бытовое насилие →
- В Сибири найдены останки древнейшего человека современного типа в Евразии →
- Синтаксические особенности родного языка не мешают в изучении нового →
Современная скрипка правит бал
No comments:
Post a Comment